Пандемия коронавируса пошла на спад, но работники больниц до сих пор остаются в зоне риска. Исходя из сложившейся ситуации, Роструд в письме от 10.04.2020 № 550-ПР объявил COVID-19 профессиональным заболеванием врачей, младшего и среднего медперсонала. Теперь инфицированным медикам полагаются страховые выплаты. Разберемся, что должен сделать руководитель ЛПУ для расследования несчастного случая, чтобы не нарваться на претензии Роспотребнадзора. Поделимся пошаговым алгоритмом, который упростит вам работу.
Особенности расследования случаев заболевания медработников коронавирусом
Руководитель ЛПУ обязан расследовать случаи инфицирования медицинских сотрудников коронавирусом в соответствии с постановлением Правительства от 16.05.2020 № 695. Учитывайте, что сокрытие факта профзаболеваний приведет к административной ответственности по ст. 15.34 КоАП и наложению штрафов.
Фрагмент постановления № 695
В Постановлении сказано, что работодатель должен создать комиссию в тот же день, как придет уведомление от медорганизации об инфицировании сотрудника коронавирусом. На расследование даются сутки — об этом сказано в пояснениях Минздрава.
О страховании медработников в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
В целом на выяснение обстоятельств, подготовку документов и их передачу в ФСС у вас есть не более трех дней, на 4 сутки пострадавший медицинский работник уже должен получить страховую выплату. Придерживайтесь пошагового алгоритма и рекомендаций Правительства, чтобы избежать ошибок и завершить процедуру в отведенные сроки.
Читайте также: Что изменилось в жизни и работе медиков в период пандемии коронавируса
Пошаговый алгоритм расследования случаев инфицирования медиков COVID-19
Шаг 1. Создайте врачебную комиссию в день получения уведомления
Включите в комиссию не менее 3 человек — представителя работодателя, ФСС, а также сотрудника медицинского учреждения, в котором был поставлен диагноз. Издайте приказ и зафиксируйте состав комиссии. Используйте в работе: Алгоритм работы комиссии: приложение №1 к приказу
Образец приказа о создании комиссии с приложениями
Шаг 2. Подготовьте пакет документов для комиссии
В первую очередь вам понадобятся документы, которые характеризуют условия труда. Это могут быть протоколы, которые выданы в рамках проведения СОУС или аттестации рабочих мест.
Соберите сопутствующие бумаги:
- приказ о создании комиссии;
- сведения о ранее проведенных медосмотрах;
- выписки из журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний по охране труда;
- протоколы опросов;
- экспертные заключения об инфицировании коронавирусом и результаты исследований;
- документацию о характере и степени тяжести вреда здоровью;
- копии документов, которые подтверждают выдачу средств индивидуальной защиты;
- выписки из предписаний медицинской организации от Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- прочие материалы на усмотрение комиссии.
Перечень документов для оформления профзаболевания и сроки их подготовки: приложение № 3 к приказу
При необходимости по требования членов комиссии проведите дополнительную экспертизу, лабораторно-инструментальные или гигиенические исследования. Учитывайте, что эксперты вправе опрашивать всех людей, которые причастны к случаю профзаболевания. Это могут быть сослуживцы, сам пострадавший, работодатель, техник по безопасности и другие. Способствуйте организации встреч. Читайте также: Биологические факторы на рабочих местах медицинского персонала: как правильно оценить
Шаг 3. Подпишите акт об итогах расследования
Члены комиссии должны провести расследование, а затем составить акт с его результатами в пяти экземплярах. После того как его подписали представители комиссии и сам работник, изучите содержание документа. Решите, ставить свою подпись или нет.
Фрагмент протокола комиссии: приложение № 2 к приказу
После подготовки и подписания документа члены комиссии распределят копии акта между работником, Роспотребнадзором, главным санитарным врачом и ФСС, а один экземпляр оставят в ЛПУ. Проконтролируйте процесс передачи акта всем заинтересованным лицам.
Шаг 4. Направьте в ФСС справку, которая подтверждает факт работы сотрудника в ЛПУ
В справке укажите:
- Ф.И.О. сотрудника;
- дату рождения подчиненного в формате число/месяц/год;
- паспортные данные медика, который подвергся инфицированию коронавирусом;
- СНИЛС работника;
- адрес проживания работника;
- наименование работодателя;
- должность сотрудника;
- период работы в ЛПУ;
- перенесенное заболевание;
- предпочтительный способ получения выплаты.
Шаг 5. Проинформируйте сотрудника или его представителей о передаче документов в ФСС
В день получения справки работники ФСС подготовят документы и назначат единовременную страховую выплату медицинскому работнику, который заразился коронавирусом на рабочем месте. Деньги перечислят не позднее следующего дня.
Справка: размер страховой выплаты регламентирован Указом Президента от 06.05.2020 № 313. Сумма напрямую зависит от степени тяжести последствий.
Фрагмент Указа
Пример
1 июня 2010 года в клинику пришло уведомление о наличии коронавируса у одного из врачей. В этот же день руководитель создал комиссию. Спустя сутки, 2 июня, было завершено расследование несчастного случая. На следующий день акт подписали члены комиссии, сотрудник и работодатель, а затем отправили пакет документов в ФСС. 4 июня пострадавшему была переведена страховая выплата.
Шаг 5. Разработайте и утвердите меры по ликвидации очага инфекции и предупреждению профзаболеваний
Издайте приказ о реализации комплекса мер по предупреждению распространения COVID-19. На это у вас есть один месяц со дня получения акта о случае профзаболевания. Строго придерживайтесь рекомендаций врачебной комиссии.
Проконтролируйте процесс выполнения мер по ликвидации очага инфекции и предупреждению профессиональных заболеваний в ЛПУ. В завершении направьте в Роспотребнадзор отчет о выполнении рекомендаций врачебной комиссии. Если вы не сделаете этого, вас привлекут к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, которая подразумевает наложение штрафа в размере от 500 тысяч рублей до 1 миллиона.