С 1 марта 2023 года мы ожидаем вступление в силу нового порядка расследования профессиональных профзаболеваний. Важность этого документа, наряду с новым порядком расследования несчастных случаев на производстве, требует внимательного изучения каждого положения в приказе Минтруда № 1206. В статье мы не только рассказали об изменениях в порядке учета и расследования профзаболеваний, но и объяснили, как организовать такое расследование шаг за шагом, в зависимости от его тяжести.
Образец документа скачайте в конце статьи:
Заключение профсоюза об установлении факта грубой неосторожности
Базовые принципы определения связи профессии с заболеванием
В статье 209 Трудового кодекса указано, что вредный производственный фактор — это фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
Ключевым фактором для определения острого или хронического профзаболевания является время экспозиции – промежуток времени от начала воздействия вредного фактора на работника до установления диагноза профессионального заболевания в сочетании с факторами, нормализующими условия труда (применение СИЗ, защита временем, защита расстоянием, подготовка персонала по охране труда) и усугубляющими эти условия вредными факторами.
Острое профзаболевание. Это временная (больничный лист), стойкая (больничный лист, инвалидизация) и смерть, которые произошли в результате однократного (в течение одних суток) воздействия на работника вредных производственных факторов, установленных в ходе специальной оценки условий труда. Для заболевания достаточно время от «мгновенно» до «одни сутки».
Связано это с тем, что на работника произошло одномоментное воздействие вредных веществ, превышающих компенсаторные возможности человеческого организма.
Пример.
Причина профзаболевания: отравление таллием. Время воздействия вредного фактора — 6 секунд.
Хроническое профзаболевание. Это событие, при котором произошли временная (больничный лист), стойкая (больничный лист, инвалидизация) и смерть в результате длительного воздействия на работника вредных производственных факторов. Продолжительность времени экспозиции напрямую зависит от образа жизни заболевшего, компенсаторных возможностей организма – прежде всего, иммунной системой и органов выделения. До поры до времени организм может сам справляться с неполадками, но при отягчающих факторах (плохое питание, вода, условия труда, недостаточный сон, избыточный вес, бытовые проблемы, алкоголизм) может наступить отсчет для начала профзаболевания.
Причиной хронического заболевания является длительное по времени накопление в организме человека вредных веществ в количествах, превышающих компенсаторные возможности организма.
Пример
Причина профзаболевания: длительное деформирующее воздействие на нижнюю конечность. Развитие артроза. Время воздействия вредного фактора, 29 лет.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 апреля 2012 г. № 417н содержит список острых и хронических профессиональных заболеваний. Каждое профессиональное заболевание имеет свой код и характеристику. Если работник получил заболевание, не указанное в этом списке, медицинская организация не имеет право оформлять извещение.
Вид заболевания | Перечень заболеваний, связанных с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов | Наименование вредного и (или) опасного производственного фактора | Приблизительное время экспозиции |
---|---|---|---|
Хроническое заболевание | Синдром запястного канала | Физические перегрузки и функциональное перенапряжение отдельных органов и систем соответствующей локализации | Зависит от состояния здоровья, может развиваться десятилетиями |
Острое профессиональное заболевание
| Острое отравление таллием и его соединениями (проявления: алопеция, токсическая полинейропатия, токсическая энцефалопатия, острый дерматит) | Таллий и его соединения | Не более суток
|
Приказ Минздрава РФ от 28.05.2001 № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» утвердил формы документов для извещения и санитарно-гигиеническую характеристику:
- приложение № 1 — извещение об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления). Этот документ оформляет медицинское учреждение, впервые установившее диагноз профессионального заболевания.
- приложение № 2 — санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления). Этот документ заполняет центр эпиднадзора после получения извещения о предварительном диагнозе;
- приложение № 3 — форму извещения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене. Этот документ оформляет также медицинское учреждение, впервые установившее диагноз профессионального заболевания.
В санитарно-гигиенической характеристике специалисту ТО Роспотребнадзора нужно указать профессиональный маршрут.
Профмаршрут — это перечень приобретенных человеком профессий в хронологическом порядке, используемый при расследовании обстоятельств профзаболеваний, экспертизе нетрудоспособности. Устанавливается он по трудовой книжке, а если таких записей не было, но работник утверждает, что работал в соответствующих условиях, специалист ТО Роспотребнадзора укажет «со слов работающего».
Сведения для характеристики готовит работодатель, после этого их передают в центр эпиднадзора. После того, когда центр эпиднадзора подготовит характеристику в 5 экземплярах, один экземпляр под подпись вручается самому работнику или его доверенному лицу.
Пример
При расследовании ПЗ комиссия установила, что водитель получил хроническое профзаболевание в период работы на большегрузном автомобиле ООО «Ураган», своего прежнего работодателя. Но и новый работодатель, ЗАО «Напрасные надежды», не озаботился санитарно-бытовыми условиями для водителей, что усугубило появление у него проблем с позвоночником и ногами. В итоге, комиссия установила «процент вклада» в профзаболевание для «Урагана» — 60%, для «Напрасных надежд» — 40%.
В этом случае пострадавший работник может обратиться в гражданский суд с заявлением на возмещение ущерба здоровью и морального вреда в обе организации, а руководство этих организаций привлекут к административной ответственности. Сразу скажем, штраф огромный по части 3 статьи 6.3. Если действия или бездействие привели к причинению вреда здоровья или к смерти работника, индивидуального предпринимателя или юрлицо оштрафуют до 1 миллиона рублей или приостановят деятельность до 90 суток.
Кроме того, должностные лица организации – руководитель, ответственный за организацию производственного контроля, специалист по охране труда, другие руководители могут быть привлечены к штрафу на должностных лиц — от 300 000 до 500 000 рублей, или дисквалификацию до 3 лет.
Но и это не предел. Привлечь могут как за действия, так и за бездействие. Помимо административной, может наступить и уголовная ответственность, если окажется, что пострадали несколько работников, или произошла смерть, при этом работодатель знал, или должен был знать в силу своих должностных обязанностях о рисках и возможном ущербе жизни и здоровью, но проявил преступное легкомыслие или небрежность. В этом случае в отношении должностного лица применяется уголовное наказание.
Для того, чтобы не остаться крайним в цепочке профмаршрута, работодатель должен обеспечить проведение предварительных медосмотров для вновь принимаемых сотрудников в хороших медицинских учреждениях.
Допустим, в ООО «Шестиугольник» хочет устроиться электрогазосварщик Иванов. Предварительный медосмотр ему проведен с высоким качеством, и определено, что у соискателя имеются серьезные медицинские противопоказания к труду. Медорганизация указывает это в медицинском заключении, и на основании этого документа ООО «Шестиугольник» отказывает в приеме Иванову на эту должность.
Вот так цепочка профмаршрута прервалась для ООО «Шестиугольник». Но через неделю электрогазосварщик Иванов, ранее получивший отказ в трудоустройстве, нашел другую работу по своей профессии, в ЗАО «Трактор». Там с ним медосмотр не провели, или провели его «на бумаге», к работе допустили, он там проработал некоторое время, а затем при диспансеризации у работника обнаружили профзаболевание. В итоге ЗАО «Трактор» стало крайним в цепочке профессионального маршрута заболевания.
Обзор изменений в порядке расследования профзаболеваний
С 1 марта 2023 года вступает в силу новый порядок расследования профессиональных заболеваний. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2022 г. № 1206, регламентирующее порядок расследования и учета профессиональных заболеваний работников, будет действовать до 1 марта 2029 года. Документ отменит Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967.
Если учесть, что профессиональные заболевания (далее – ПЗ) расследовались более двадцати одного года по Постановлению № 967, нам предстоит переходить на новые правила расследования, и для этого нужно определить, какие принципиальные отличия в расследовании определены в новом НПА.
Изменение 1. Прописан механизм замены членов комиссии по объективным обстоятельствам. Сроки завершения расследования ПЗ остались прежними – не более 30 рабочих дней с момента создания комиссии.
При этом отмечаем отсутствие системности в установлении контрольных сроков в целом. Это влечет за собой трудности в понимании документа и возможные ошибки при расследовании. Так, некоторые временные интервалы указаны в календарных днях, а некоторые – в рабочих. Более того, в документе допускается указание таких терминов, как «неделя» или «месячный» срок. К примеру, такого недостатка лишен порядок расследования несчастных случаев, который применяет временную шкалу исключительно в рабочих днях.
Изменение 2. Ввели словосочетание «процент вклада» работодателей в возникновение ПЗ. Это не выдерживает критики, можно было написать «степень вины», «доля участия». В НПА не указано, для чего комиссии нужно установить такую долю, а мы — Центр оценки квалификации и обучения, расскажем. Это нужно для того, чтобы привлечь к ответственности по части 3 статьи 6.3 КоАП организации и должностных лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических норм, которые стали причиной произошедшего по всей цепочки расследования всего профессионального маршрута заболевшего или умершего работника.
Изменение 3. Извещение при хроническом профзаболевании. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз профессионального заболевания, должна направить извещение работодателю теперь не только при остром профзаболевании, как это указано в Постановлении № 967, но и при хроническом. Это – новшество в порядке расследования.
Изменение 4. Новый порядок направления сведений в центр эпиднадзора для подготовки санитарно-гигиенической характеристики условий труда. Теперь сроки такие:
- в течение суток со дня, следующего за днем получения из медорганизации извещения об установлении работнику предварительного диагноза острого профзаболевания;
- в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза хронического профзаболевания.
Медорганизация, направившая извещение в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и работодателю об установлении работнику предварительного диагноза – острое профзаболевание, в течение недели со дня получения санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника должна будет направить документы в центр профпатологии для проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
Изменение 5. Новый срок направление работника в центр профпатологии. Установлено, что для экспертизы связи острого профзаболевания с профессией работник будет направляться в центр профпатологии непосредственно после оказания ему медпомощи. Раньше было указано – в течение месяца.
Изменение 6. Продолжительность работы в другой компании. Если при выяснении обстоятельств и причин возникновения заболевания будет установлен факт осуществления работником работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы, продолжительность такой работы, обусловившей развитие профессионального заболевания должно быть в обязательном порядке отражено в санитарно-гигиенической характеристике условий труда. Методика оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы должна быть установлена Минздравом России.
Если у работника установлен предварительный диагноз – хроническое профессиональное заболевание, медицинская организация в месячный срок направить в центр профпатологии карту эпидемиологического обследования (в случае заражения инфекционным или паразитарным заболеванием при выполнении профессиональных обязанностей) и копии протоколов лабораторных испытаний, выполненных в ходе осуществления производственного контроля на рабочем месте работника (при наличии у работодателя).
Изменение 7. Расширен состав комиссии для расследования профзаболевания. Теперь в нее должны входить представитель ФСС, центра профпатологии, представители работодателя по профессиональному маршруту заболевания, подтвержденному результатами специальной оценки условий труда.
Важно! Существенным недостатком нового порядка расследования являются неточности в описании процесса принятие управленческих решений работодателя после проведенного расследования. В пункте 28 нового порядка расследования ПЗ указано, что работодатель обязан издать приказ о конкретных мерах по предупреждению ПЗ в месячный срок со дня составления комиссией акта. Но составление текста акта работодателем и его дальнейшее утверждение председателем комиссии, которым является руководитель или заместитель начальника территориального органа Роспотребнадзора – это разные процедуры. Юридически правильным было бы указать, что приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний нужно издать в месячный срок со дня утверждения акта председателем.
Алгоритм извещения, расследования и учета профессиональных заболеваний
Острое профзаболевание
Шаг 1. Работник обращается в медицинскую организацию. В ней устанавливают предварительный диагноз «Острое профессиональное заболевание». В течение суток медорганизация направляет извещение об установлении предварительного диагноза в центр эпиднадзора по месту работы заболевшего, а также работодателю. Форма извещения – приложение № 1 к приказу Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176.
Шаг 2. Работодатель, получив извещение, готовит сведения для санитарно-гигиенической характеристики (СГХ) по форме в приложении № 2 Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 и направляет ее в центр эпиднадзора в течение суток со дня, следующего за днем получения извещения.
Шаг 3. Центр эпиднадзора в течение суток после получения извещения, приступает к выяснению связи заболевания с профессией. Составляет санитарно-гигиеническую характеристику и в двухнедельный срок со дня получения извещения направляет ее в медицинскую организацию. На этом этапе нужно не забыть ознакомить работника с текстом характеристики под подпись.
Шаг 4. Медицинская организация в течение недели со дня получения СГХ направляет в центр профпатологии выписку из медкарты, СГХ, копию трудовой книжки, карту эпидемиологического обследования.
Шаг 5. После оказания работнику специализированной медицинской помощи в медицинской организации ему выдают направление в центр профпатологии для экспертизы связи заболевания с профессией.
Шаг 6. Центр профпатологии обследует работника, и по результатам оформляет в 4 экземплярах заключение о наличии острого профзаболевания – работодателю, работнику, в ФСС и в медорганизацию, и в течение 3 рабочих дней со дня составления заключения составляет извещение о заключительном диагнозе по форме в приложении № 3 к приказу Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176.
Шаг 7. Центр профпатологии в течение 3 рабочих дней со дня составления заключения выдает его под расписку работнику, ФСС, и в медорганизацию. Четвертый экземпляр хранится в центре профпатологии.
Шаг 8. После того, когда работодатель получит свой экземпляр извещения о заключительном диагнозе, в течение 10 рабочих дней издает приказ о создании комиссии по расследованию обстоятельств и причин профзаболевания. Возглавлять комиссию будет руководитель или заместитель руководителя центра эпиднадзора. Также в комиссию будут входить представители работодателя, ФСС, представительного органа работников, специалист по охране труда, представитель центра профпатологии. Срок расследования – 30 рабочих дней. Его можно продлить не более чем на 30 рабочих дней,
Шаг 9. Для принятия решения по результатам расследования комиссия изучает документы, указанные в пункте 23 нового порядка расследования, в том числе – в виде электронных файлов.
Шаг 10. Представительный орган работников должен установить наличие факта грубой неосторожности работника. Если такой факт был, представительный орган указывает это в своем протоколе (заключении). Но если представительный орган посчитает, что вины работника нет, то и процент вины будет «нулевым». Этот протокол изучается комиссией, сведения о нем вносятся в Акт расследования, а сам документ прилагается к материалам расследования.
Шаг 11. Акт в пяти экземплярах подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней по истечении срока расследования и утверждается руководителем или заместителем руководителя органа центра эпиднадзора, и выдается работнику, работодателю, в ФСС, в центры профпатологии, эпиднадзора.
Шаг 12. Работодатель в месячный срок разрабатывает план мероприятий по предупреждению профзаболеваний и сообщает в центр эпиднадзора о выполнении решений комиссии по расследованию. Акт расследования хранится 75 лет (пункт 419, Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов».
Хроническое профзаболевание
Шаг 1. Работник обращается в медицинскую организацию (МО). МО устанавливает предварительный диагноз «Хроническое профессиональное заболевание». В течение 3 рабочих дней МО направляет извещение об установлении предварительного диагноза в центр эпиднадзора (ЦЭ) по месту работы заболевшего, а также работодателю. Форма извещения – приложение № 1 к приказу Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176.
Шаг 2. Работодатель, получив извещение, готовит сведения для санитарно-гигиенической характеристики (СГХ) по форме в приложении № 2 Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 и направляет ее в центр эпиднадзора (ЦЭ) в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения извещения.
Шаг 3. Центр эпиднадзора в течение 2-недельного срока после получения извещения, приступает к выяснению связи заболевания с профессией. Составляет санитарно-гигиеническую характеристику и в двухнедельный срок со дня получения извещения направляет ее в медицинскую организацию.
Шаг 4. Медицинская организация в течение месяца дня получения СГХ направляет работника в центр профпатологии (ЦП) вместе со следующими документами: выписки из медкарты, СГХ, копии трудовой книжки, карты эпидемиологического обследования, заключения по медосмотрам, копии протоколов лабораторных исследований в рамках производственного контроля.
Шаг 5. Центр профпатологии проводит экспертизу связи заболевания с профессией, и в течение 3 рабочих дней со дня составления заключения составляет извещение о заключительном диагнозе по форме в приложении № 3 к приказу Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176.
Шаг 6. Центр профпатологии в течение 3 рабочих дней со дня составления заключения о диагнозе хронического заболевания выдает его под расписку работнику, ФСС, и в медорганизацию.. Четвертый экземпляр хранится в центре профпатологии.
Шаг 7. После того, когда работодатель получит свой экземпляр извещения о заключительном диагнозе, в течение 10 рабочих дней издает приказ о создании комиссии по расследованию обстоятельств и причин хронического профзаболевания. Возглавлять комиссию будет руководитель или заместитель руководителя центра эпиднадзора. Также в комиссию будут входить представители работодателя, ФСС, представительного органа работников, специалист по охране труда, представитель центра профпатологии. Срок расследования – 30 рабочих дней. Его можно продлить не более чем на 30 рабочих дней,
Шаг 8. Для принятия решения по результатам расследования комиссия изучает документы, указанные в пункте 23 нового порядка расследования, в том числе – в виде электронных файлов.
Шаг 9. Представительный орган работников должен установить наличие факта грубой неосторожности работника. Если такой факт был, представительный орган указывает это в своем протоколе (заключении). Но если представительный орган посчитает, что вины работника нет, то и процент вины будет «нулевым». Этот протокол изучается комиссией, сведения о нем вносятся в Акт расследования, а сам документ прилагается к материалам расследования.
Шаг 10. Акт в пяти экземплярах подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней по истечении срока расследования и утверждается руководителем или заместителем руководителя органа центра эпиднадзора, и выдается работнику, работодателю, в ФСС, в центры профпатологии, эпиднадзора.
Шаг 11. Работодатель в месячный срок разрабатывает план мероприятий по предупреждению профзаболеваний и сообщает в центр эпиднадзора о выполнении решений комиссии по расследованию. Акт расследования хранится 75 лет (пункт 419, Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов».
Как правильно определить степень вины работника при установлении факта грубой неосторожности: практический кейс
По результатам расследования профессионального заболевания, комиссия может принять решение о том, что ответственность за случай профзаболевания возлагается не только на работодателя, но и на самого работника.
Принцип обязательного социального страхования следующий – чем больше вина работника, тем меньше вина работодателя. При этом % вины работника необходим только для установления размера ежемесячной выплаты, и не влияет на дополнительные выплаты, в том числе – единовременную.
Как установить в процентах степень вины самого работника в том, что он заболел сам? Механизм определения этого показателя в новом порядке расследования не прописан. Как минимум, законодатели должны были сделать ссылку на часть 1 статьи 14 в Федеральном законе № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании». В этой норме права указано, что степень вины самого работника в произошедшем остром или хроническом заболевании устанавливает комиссия, но не более чем на 25 %, если будет доказан факт грубой неосторожности работником.
Решение о том, была или не была грубая неосторожность работника, принимает не работодатель, и не центр эпиднадзора, а исключительно профсоюзная организация вашего предприятия, или другой представительный орган работников, оформляется в виде Заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работника представительного органа о степени вины работника при установлении факта грубой неосторожности.
Это заключение комиссия использует для заполнения пункта 19 Акта расследования и прилагается к материалам расследования. Любимый довод всех работодателей – «А у нас нет профсоюза!» в этом случае обернется против работодателя. Нет профсоюза, значит нет и факта грубой неосторожности работника, которая привела к профзаболеванию. Значит вся вина возлагается на работодателя.
Практикум: Какие выплаты положены при профзаболевании
Пострадавшему от профзаболевания работнику положены социальные выплаты, которые призваны компенсировать заболевшему ухудшение качества его жизни (ст. 8 закона № 125-ФЗ).
Механизм выплат следующий: работодатель передает сведения для оплаты больничного листа по временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования.
Фонд напрямую перечисляет пострадавшему работнику. через работодателя работник оформляет только пособие по временной нетрудоспособности. Причем с 2021 года работодатель не выплачивает деньги, а только передает необходимые для оплаты больничного данные и документы в ФСС. И уже фонд перечисляет пособие работнику напрямую. Все остальные выплаты: ежемесячную, единовременную, работник оформляет в ФСС или с помощью Единого портала gosuslugi.ru.
Объем выплат напрямую зависит от степени тяжести полученного вреда и утраты дальнейшей трудоспособности:
Вид компенсации | Нормативно-правовое обоснование | Как рассчитывается | Предельный размер в 2022 году, руб. |
---|---|---|---|
На оплату больничного листа по временной нетрудоспособности | ст. 9 закона № 125-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» | 100% среднемесячного заработка пострадавшего, выплачивается до его выздоровления или установления степени утраты трудоспособности | 4 × 88 346,07 = 353 384,28 |
Единовременная выплата при получении профзаболевания | ст. 11 закона № 125-ФЗ, постановление Правительства от 28.01.2021 № 73 | Устанавливается ежегодно федеральным законом о бюджете фонда социального страхования. | 114 899,35 |
Ежемесячная компенсация работникам, утратившим трудоспособность | ст. 12 закона № 125-ФЗ | Среднемесячный заработок застрахованного определяется как результат деления общей суммы его заработка (включая премии расчетного периода) за 12 месяцев, предшествующих месяцу возникновения страхового случая, на 12. Районные коэффициенты и надбавки учитываются в расчете. Далее среднемесячный заработок следует умножить на процент утраты трудоспособности. | 88 346,07 |
Помимо больничного листа, единовременной выплаты и ежемесячной компенсации, работнику могут быть положены и другие компенсации, которые устанавливают в различных локальных нормативных актах работодателя или в отраслевых соглашениях.