Коллеги! В наш учебный центр ЦОКО№1 поступает много вопросов по оценке рисков. Мы попросили нашего ведущего эксперта Марину Шобохонову ответить на самые актуальные из них. В статье кроме видеоответов вы найдете полезные материалы по теме.
Больше информации по теме:
➞ Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
➞ Обучающий курс по проведению оценки профрисков: НПА, методики и разбор ошибок
Вопрос 1: Есть ли компании, которые по закону освобождены от оценки профрисков? Например, микропредприятия или офисники
Нет, никаких исключений нет. Оценку профрисков проводят все без исключения компании. То есть, если вы работодатель и у вас есть хотя-бы один работник, принятый по трудовому договору, вы обязаны проводить оценку профрисков. Причем сделать это необходимо до ввода этого рабочего места. Например, вы запланировали запускать цех в июле 2024 года, подготовили и установили необходимое оборудование. Значит провести оценку рисков вам нужно до июля, то есть до того момента, как работники приступят к своим обязанностям на новых рабочих местах.
Внимание! Эксперты ЦОКО№1 проведут профессиональную оценку профрисков в вашей компании. Расчет стоимость услуги в день обращения. Подготовка реестра рисков и плана мероприятий по улучшению условий труда и устранению выявленных нарушений и других необходимых документов. Заказать оценку профрисков >>>
Вопрос 2. Нужно ли учитывать риск терактов, когда проводим оценку профрисков? Или нужно учитывать только те, которые приводят к несчастным случаям, связанным с производством?
Вопрос 3. Положение об управлении профессиональными рисками – это отдельный документ, который должен быть разработан или его можно включить в виде раздела в Положение о СУОТ?
Я рекомендую вам ориентироваться на порядок, который утвержден в вашей компании. Если у вас положение об обучении по охране труда или положение о проведении спецоценки включены в виде разделов в Положение о СУОТ, то и положение об управлении профрисками также можно оформить разделом. Также вы можете оформить такое положение отдельным документом, если все остальные положения оформлены идентично.
Вопрос 4. Как проверить компанию, которой мы хотим доверить оценку профрисков? Должна ли у нее быть какая-то лицензия или аккредитация?
Обратите внимание! Такого вида деятельности как оценка профессиональных рисков нет в статье 12 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вопрос 5. Мы провели оценку профрисков впервые. Скажите, куда нужно направлять документы по ней? В ГИТ?
Обязанности направлять финальные документы по оценке профрисков в ГИТ или какое-то другое ведомство нет. Государственная инспекция по труду может запросить у вас документы только в рамках проверки, например, если у вас в компании произошел несчастный случай.
Пакет документов, которые выдает ЦОКО№1 после проведения оценки профрисков:
- Проект положения об оценке и управлении профессиональными рисками
- Реестр опасностей предприятия
- Перечень мер по исключению снижению или контролю уровней рисков
- Карта оценки профессиональных рисков
- План управления профессиональными рисками
Вопрос 6. У нас небольшой цех по производству хлебобулочных изделий, мы открыли его 3 месяца назад. Нужно ли нам проводить ОПР и если да, то в какой срок? Он в законе прописан?
Вопрос 7. Подскажите, в какой ситуации у нас могут проверить проведение оценки профрисков? Ведь сейчас мораторий и плановых проверок нет. И кто это может сделать? Инспектор ГИТ?
Во-первых, учтите, что с 2025 году отменят мораторий на проверки. Это значит, что шансы на то, что в вашу компанию придут с плановой проверкой, выше. Кроме того, к вам могут прийти и с внеплановой проверкой, если произойдет НС или ее инициирует работник. Если такое произойдет, рекомендую заранее ознакомиться с методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 года №77.
Вопрос 8. Должны ли члены комиссии по оценке профрисков дополнительно обучаться? Нужны им дополнительные знания, компетенции и навыки?
Вопрос 9. Подрядчик выполняет работы по текущему ремонту оборудования на территории заказчика по наряду- допуску. Кто должен проводить оценку профрисков — заказчик или подрядчик? И кто несет финансовые затраты на выполнение мероприятий по ОТ на этих рабочих местах после проведения оценки профрисков?
Вопрос 10. Является ли обязательным требованием внесение в трудовой договор работника уровня профессиональных рисков? Как по СОУТ.
Обратите внимание на статью 57 ТК РФ. В ней содержится закрытый перечень данных, которые должны быть включены в трудовой договор каждого сотрудника. Например, условия оплаты труда, режим рабочего времени, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, условия труда на рабочем месте и т.д. Обязанности включать в трудовой договор результаты оценки профрисков в статье не прописано.
Важно! В любом случае работодатель обязан ознакомить работников с результатами профрисков после проведения процедуры. То есть сообщить о существующих профрисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Это указано в статье 216 ТК РФ. Сделать это можно, ознакомив работников с картой оценки профрисков под подпись, или попросить расписаться в листе ознакомления с картой оценки профрисков.
Вопрос 11. Если у сотрудника в трудовом договоре указана дистанционная работа, нужно ли проводить оценку профрисков на таком месте?
Напоминаем, что за непроведение оценки профрисков компанию могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27.1 КоАП. Сумма штрафа для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 рублей. Если вам нужна оценка профрисков уже сейчас, доверьте ее экспертам ЦОКО№1. Вы получите расчет стоимости услуги в день обращения. Специалисты не только качественно проведут оценку профрисков, но и выдадут полный пакет документов, включая реестр рисков и план мероприятий по улучшению условий труда и устранению выявленных нарушений. Заказать оценку профрисков >>>