Новый порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля автомобилей

Марина Шобохонова
Марина Шобохонова

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минтранса России от 15 января 2021 г. № 9, утвердивший новый порядок предрейсового контроля транспортных средств. В статье мы расскажем, что изменилось в порядке предрейсового осмотра, как теперь выпускать на линию автомобили, как оформлять документы, и самое главное – какие квалификационные требования установлены теперь для контролеров ТС.

Что изменилось в порядке проведения предрейсового или предсменного контроля автомобилей

С 1 сентября 2021 года будет действовать новый порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля грузовых автомобилей и автобусов (приказ Минтранса от 15.01.2019 № 9).

Напомним, что с 1 января 2021 года постановлением Правительства № 1742 отменили предыдущий порядок контроля ТС перед выездом. Этим же постановлением с 1 января утратил силу приказ № 287 от 28 сентября 2015 года, в котором были перечислены профессиональные и квалификационные требования к контролерам технического состояния транспортных средств (далее – контролер ТС).

Теперь квалификационные и профессиональные требования к контролерам ТС указаны в приказе Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282. Срок действия этого документа ограничен 1 января 2027 года. Давайте посмотрим, что теперь требуется от контролера ТС.

К квалификации контролера технического состояния автомобильного транспорта предъявляют одно из следующих требований (п. 13.3 приказа № 282):

Есть профильное образование Нет профильного образования
Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
Обратите внимание! Если у работника есть диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности, которая включена в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», его можно назначить контролером ТС без предъявлений требований к профпереподготовке.

Однако требования к стажу никто не отменял. Все работники, за исключением имеющих диплом по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование должны иметь опыт работы по контролю ТС, и это требование указано в п.13.4 в приказе Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282. Соблюдение данных требований законодательства проверяет не только ГИБДД, но и Ространснадзор через свои территориальные инспекции (УГАДН).

Какие компании должны проводить предрейсовый или предсменный контроль

Проводить предрейсовый, а также предсменный контроль технического состояния транспортных средств по новому порядку обязаны организации и предприниматели, которые осуществляют перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и организации, которые для своих собственных нужд занимаются грузовыми перевозками и эксплуатацией автобусов. В этом плане никаких изменений по сравнению с предыдущим порядком нет.

Из порядка № 9 следует, что обязательным является проведение ТС для грузовых машин и автобусов. На легковые служебные машины он не распространяется.

Но проводить технический контроль исключительно всех ТС перед выездом, в том числе легковых, является обязательным. Это следует из статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пункта 2.3.1 Правил дорожного движения в РФ, пункта 9 правил по охране труда на автомобильном транспорте (Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»).

При этом для владельцев легковых машин руководствоваться необходимо не Порядком № 9 от 15 января 2021 года, а руководством по эксплуатации.

Рекомендации специалистов: проводить технический контроль ТС перед выездом в рейс или в смену обязаны все работодатели без исключения — и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, в том числе если ИП лично осуществляет такой выезд. Но для грузовиков и автобусов требования к объему проверки ТС содержит новый порядок № 9, а для легковых машин — руководство по эксплуатации.

Как оформлять проведение предрейсового или предсменного контроля автомобилей по новому порядку

Новые требования к проверке транспортного средства

В ходе контроля технического состояния необходимо проверить транспортное средство. Требования к объему проверки указаны в пункте 7 нового порядка технического контроля ТС № 9 от 15 января 2021 года.

Новые требования к проверке транспортного средства

После того, как контролер, которой проводил предрейсовый или предсменный контроль ТС, установил, что транспортное средство пригодно для перевозки грузов или пассажиров, ему необходимо заполнить записи в журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. И только на основании разрешительных записей в журнале ему допускается поставить отметку о прохождении ТС в путевом листе.

Новые требования к оформлению журнала

Требования к журналу перечислены в пункте 9 нового порядка. Обратите внимание на то, что требования к журналу изменились. Больше не требуется в столбце 3 журнала указывать ФИО водителя ТС. Связано это с тем, что техконтроль ТС проводится еще и внутри смены, в которой могут работать разные водители, но путевой лист при этом остается одним.

Поэтому при предсменном осмотре ключевым показателем является именно автомобиль, без привязки к конкретному водителю. Если же на вашем предприятии проводится только предрейсовый медосмотр, то фамилию водителя можете оставить, не изменяя форму предыдущего журнала. Утвержденной формы журнала нет, поэтому нарушения не будет, но минимальные требования к объему журнала нужно соблюдать. А вот включить дополнительные столбцы, графы допускается.

Форму журнала можно дополнить. В журнале допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

Важно! В пункте 11 нового Порядка указано, что в случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Казалось бы, что законодатель разрешил использовать простую электронную подпись, а не усиленную квалифицированную (УКП), как это ранее требовалось в пункте 17 отмененного порядка № 296 от 8 августа 2018 года. Однако в пункте 18 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 также требуется именно усиленная квалифицированная подпись. Поэтому будем считать указание п.11 как оплошность законодателя, и продолжим применять УКП.

Новые требования к заполнению путевых листов

Путевой лист для перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом нужно заполнять в соответствии с порядком заполнения путевых листов, утвержденных новым Приказом Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368. В специальной графе путевого листа следует указать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

 

 

Марина Шобохонова
Марина Шобохонова

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда