Профессиональные риски в охране труда: алгоритм оценки и готовые образцы

Алексей Анохин
Алексей Анохин

Основатель и генеральный директор Школы экспертов. Кандидат экономических наук, экс-участник общественного совета при Минтруде РФ, сертифицированный специалист «NEBOSH», Национального Совета Реанимации (НСР), Российского Общества Знание (Р.О.З), преподаватель, практикующий эксперт и автор.

На каждого работодателя возложена обязанность по управлению профессиональными рисками в области охраны труда. Тем, кто в настоящее время ожидает плановые проверки инспекции Роструда, и кому грозят внеплановые проверки по любому из оснований, необходимо уже сегодня не только разработать порядок оценки этих рисков, но и реализовать план по минимизации риска. В статье мы расскажем, как провести оценку профрисков на конкретном предприятии.

Читайте актуальную статью по теме: Оценка профессиональных рисков: новые правила-2024 >>>

Система управления профессиональными рисками на предприятии: правовая основа

Для начала давайте разберемся, для чего нужна оценка профрисков на предприятии, по каким регламентам ее проводить, и можно ли избежать этой процедуры. Основной задачей внедрения и функционирования системы управления охраной труда является переход от реагирования на несчастные случае и профессиональные заболевания к системе оценки и управления профессиональными рисками в организации, а именно повреждения здоровья работников.

Принципами оценки риска являются следующие положения:

  1. Приоритет жизни и здоровья человека перед получением экономическими результатами.
  2. Управление профессиональными рисками учитывает опыт прошлого, управляет текущей деятельностью работодателя, и прогнозирует будущее.
  3. Все оцененные профессиональные риски подлежат учету, управлению и контролю.

Оценка профриска риска является частью системы управления охраной труда и позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Несмотря на то, что на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, прошедшего регистрацию в Минюсте России, регламентирующего процедуру оценки профрисков. В статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации содержится базовое требование по проведению этих мероприятий, без практической конкретики и руководства к действию.

Статья 20 ТК РФ

Статья 20 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ

Таким образом, создался правовой вакуум, и возможно, что в ближайшие годы нормативные правовые акты по оценке рисков будут утверждены и зарегистрированы. Однако оштрафовать работодателя могут уже при ближайшей проверке! Поэтому работодатель должен внедрить порядок оценки рисков, но делать это нужно в рамках функционирования системы управления охраной труда, и не разрабатывать отдельные документы, не связанный с Положением о СУОТ. В противном случае возникает более чем явная угроза привлечения к ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность по данной статье возникает, если работодатели не выполняют требования трудового законодательства в области охраны труда.

Организация проведения оценки профрисков и выбор правильной методики
Если Правительство и федеральные органы исполнительной власти в дальнейшем утвердят и введут в законную силу акты, прошедшие регистрацию в Минюсте, содержащие в себе требования к оценке рисков, никто не сможет наказать работодателя за то, что уже проведенная им оценка не соответствует государственным нормативным требованиям. Закон не имеет обратной силы. Ответственность за правонарушение назначается на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7 КоАП РФ).

Организация проведения оценки профрисков и выбор правильной методики

Итак, кто обязан проводить оценку рисков в организации, по какой методике это делать? Сколько денег придется потратить работодателю? Дадим ответы на наболевшие вопросы. Поскольку на законодательном уровне не утверждены инструменты для выявления опасностей, оценке уровня рисков, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов. Можно применять также методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов. Также работодатель должен сам определить для себя, кому поручить эту работу — доверить оценку профрисков экспертам сторонней организации, или самостоятельно выявить опасности и разработать мероприятия по их снижению.

Требования к организациям, которые проводят оценку профрисков

В Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 15.04.2019) оценка профессиональных рисков не указана. Также нет и такой области аккредитации в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Это означает, что оценку профессиональных рисков может проводить любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — ведь запрета на это в законодательстве нет. Все, что не запрещено, можно применять.

Сколько стоит провести оценку профрисков

Цену договора за проведение экспертной оценки рисков определяют исключительно соглашением сторон, сложностью выполняемых исследований, применением математико-статистических моделей, квалификацией экспертов и т.п.

Что должен помнить работодатель об оценке профрисков

На основании того, что мы уже вам описали, можно сделать 3 важных вывода:

  1. Оценку профессиональных рисков необходимо проводить в отношении всех рабочих мест, созданных у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
  2. Работодатель исключительно самостоятельно выбирает экспертную организацию, методику оценки рисков, а также способы снижения этих рисков, и никто не может ему в этом препятствовать, кроме закона.
  3. Работодатель может провести идентификацию и оценку рисков самостоятельно, также он может сам разработать для себя методику оценку, или использовать для этого наиболее подходящие ему стандарты, отраслевые документы и другие источники.

Не проведение оценки профриска для офисного сотрудника не может быть оправдано повышением внимания к производственному персоналу. Это дискриминационное проявление по отношению к работникам, и не должно допускаться. Каждый работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда, а, следовательно, и о связанных с этим трудом рисков (ст. 21 ТК РФ). В этой статье указано, что не только специальная оценка условий труда является источником информации об условиях труда на рабочих местах, но проведенная в ее рамках идентификация вредных и опасных факторов может быть применена и при оценке рисков.

Внимание! 21 марта 2019 года Роструд издал приказ от 21.03.2019 № 77, содержащий инструктивный материал для государственных инспекторов по труду по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. Инспекторы получили руководящий документ, что конкретно нужно проверять у работодателя, и в какой последовательности нужно контролировать, как оцениваются профессиональные риски.
Мы рекомендуем тем работодателям, которые еще не составили план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков, обязательно прочитать этот документ, а также типовое Положение о системе управления охраной труда», утв. Приказом Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 года.

Уровни рисков по охране труда: порядке выявления опасностей

К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

  • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков

Алгоритм процедуры оценки рисков по шагам

Шаг 1. Составляем Порядок оценки рисков. Устанавливаем периодичность и основания для переоценки рисков

Документ оформляют в виде раздела Положения о СУОТ, а утверждение мероприятий по оценке оформляют в соответствии с принятой на предприятии системы документооборота. Порядок утверждает работодатель в виде локального нормативного акта (ст. 8 ТК РФ). В этом Порядке опишите состав комиссии по оценке рисков. Выявление опасностей, оценку рисков, разработку мероприятий по их снижению проводите одним составов комиссии, в этом случае сохранится вовлеченность участников оценки в этот сложный процесс.

Приказ о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Приказ о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Скачайте готовый образец

Можно привлечь к работе в комиссии специалистов, обладающих экспертными знаниями в оценке опасностей. Такими специалистами могут быть как опытные производственники, так и научно-исследовательский состав. Утвердите состав комиссии приказом. Пропишите в этом разделе положения о СУОТ порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей, исходя из приоритета и первоочередности разработки мер по устранению или снижению уровней создаваемого ими риска. Оценка рисков должна быть оформлена в виде отчета с указанием установленных уровней риска. Одним из важнейших мероприятий в процедуре оценки рисков является составление перечня мер по снижению уровней рисков. Такой перечень будет оформлен на этапе завершения оценки рисков, но форму отчетного документа нужно привести в Порядке проведения оценки уровней профриска. А вот методику заранее прописывать не нужно — ведь на момент разработки порядка проведения оценки рисков работодатель не может знать наверняка, какие опасности будут им выявлены. Если же такая возможность у работодателя есть, то методы укажите также в Порядке. Если нет — не указывайте, в этом случае после идентификации опасности можно будет издать приказ об утверждении принятой работодателем методики оценки риска. Если в отношении конкретного риска все меры управления были предприняты, но все равно стал возможным НС или профзаболевание, это будет свидетельствовать о том, что эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками низкая, и риски подлежат срочной переоценке.

Внимание! Переоценка рисков потребуется и в случаях, указанных в части 1 статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, ведь почти все перечисленные в этой статье основания являются существенными для выявления новых рисков. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.

Например, основания для переоценки могут быть следующие:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень риска для работающих;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень риска для работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровни профриска;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, при расследовании которых были выявлены недостатки в идентификации и оценке рисков.

Поэтому вы можете прописать в разделе «Положения о системе управления охраной труда», касающемся управления рисками, основания для переоценки рисков, а также установите периодичность ее проведения — это может быть и 1 раз в 5 лет, а может быть установлен и более короткий срок, на усмотрение работодателем. Как только Положение о СУОТ будет утверждено, все разделы в этом самом главном документе по охране труда станут обязательными для исполнения. Если опасность будет выявлена, а риск оценен, но не будут разработаны и реализованы (а это самое главное) меры по устранению, снижению уровня или контролю уровня риска, проверяющий инспектор отнесет данное правонарушение к не проведению оценки рисков. Поэтому в разделе Положения о СУОТ нужно будет прописать, как часто собирать фокус-группы или совещания у директора по контролю за управлением рисками.

Шаг 2. Проводим идентификацию опасностей на всех штатных рабочих местах, и составляем перечень (реестр) опасностей организации (п. 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель выступает заказчиком, то он должен оказать всяческое содействие работодателю подрядной организации по проведению на его территории оценки риска, и кроме этого может провести на таких рабочих местах оценку рисков за свой счет. Но в этом случае такая обязанность у работодателя-заказчика не возникает. Если работодатель примет решение о привлечении специализированной экспертной организации для оценки рисков, необходимо приказом назначить координатора со стороны заказчика. Если же оценка рисков будет проводиться самостоятельно на всех этапах, нужно избрать коллегиальный орган, состоящей из наиболее квалифицированных, опытных, инициативных, креативных представителей работников и работодателя.

Ответственные за оценку профриска должны знать:

  • область деятельности и цели организации;
  • уровень приемлемого риска и способы обработки неприемлемого риска;
  • методы оценки риска и способы их применения;
  • требуемые и доступные ресурсы для выполнения оценки риска;
  • уметь регистрировать и анализировать полученные данные.

Идентификацию рисков нужно проводить не только с учетом штатного производственного процесса, но и моделируя возможную аварийную ситуацию или инцидент, связанный с нарушением в работе ресурсоснабжающих организаций, а также экстренную эвакуацию из здания, или несчастный случай. Поэтому идентификацию должны проводить специалисты, которые хорошо знают производство, руководили работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не малоопытные сотрудники.

Внимание! Во время идентификации рисков обязательным условием является участие сотрудников, чьи рабочие места подлежат идентификации рисков.

Если представители работников не будут привлечены на этом этапе идентификации опасностей, в дальнейшем возможны негативные последствия — или работники будут обвинять работодателя в одностороннем подходе к оценке рисков, или возникнут вопросы у представительного органа работников или ГИТ. И опять же будет указано, что нарушена 21 статья Трудового Кодекса. Мы рекомендуем для работы комиссии применять бюллетени или чек-листы, с указанием рабочего места, при этом в каждом бюллетене необходимо отмечать все имеющиеся опасности характерные для этого места (на основе списка опасностей из п. 35 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

 п. 35 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н

Отмечайте в квадратике все выявленные риски галочкой или другим знаком. Но не нужно для этого распечатывать весь пункт 35. составьте максимально приближенный к вашей организации перечень, который объединяет возможные для данного вида деятельности факторы профриска и соответствующие им опасности. Тогда, чтобы выявить опасности на конкретном рабочем месте, вам останется только выбрать из общего списка те, которые реально присутствуют на производственной площадке или в кабинете офисного сотрудника. Выбор факторов риска из готового перечня значительно проще, чем их разработка непосредственно в ходе обхода помещений и территорий. Чтобы выявить опасности, нужно установить все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников. Их называют факторами риска. Результатом идентификации опасностей является составление перечня опасностей. Даем пример составления реестра опасностей для электрогазосварщика.

Профессиональные риски в охране труда

Шаг 3. Изучение результатов выявления опасностей и подбор методики оценки рисков. Процедура оценки профрисков.

После того, как работодатель сформирует перечень (реестр) опасностей и утвердит его, нужно будет провести оценку уровней рисков, связанных с этими выявленными опасностями. Помните, что оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.

Рисунок. Процесс оценки риска. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Процесс оценки риска. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Риск может быть оценен для всей организации, ее подразделений, отдельных проектов, деятельности или конкретного опасного события. Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска.

Оценку нужно проводить по утвержденной методике. Работодатель вправе выбрать любые методы идентификации опасностей в зависимости от специфики и структуры своей организации. Можно выбрать наиболее подходящий метод для конкретной организации или ИП, например, в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.12.2011 № 680-ст).

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» — определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях — национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте.

Если работодатель или специализированная организация выбрали метод оценки риска из национального или отраслевого стандарта, его необходимо утвердить приказом. При этом нужно помнить, что как только ГОСТ или любой другой руководящий документ рекомендательного добровольного характера будет утвержден в локальном акте работодателя, он становится обязательным к выполнению. Будьте готовы предъявить инспектору приказ об избрании методики (или методик) проведения оценки рисков.

После этого можно будет приступить и к процедуре оценки, а это — совокупность математически-статистических методов, например — метод Файна-Кинни. Он заключается в том, что для каждой выявленной опасности рассчитывают индекс профессионального риска (далее — ИПР).

Поэтому, если кто-то не силен в математике, лучше такой метод не применять. Поскольку выбор метода оценки за работодателем, и, если такая оценка проводится своими силами, подберите наиболее надежный, доступный для понимания и интерпретации метод, и с его помощью получите интегральную оценку профрисков. На основе полученного результатам, нужно составить план по исключению или снижению уровней профрисков. Образец плана смотрите ниже ▼▼▼

Таким образом, процесс управления профрисками включает в себя применение логических и системных методов мониторинга и анализа риска, фиксации полученных результатов, их интерпретации и составления отчетности. После завершения оценки риска принимают и выполняют одно или несколько решений об обработке риска, позволяющих изменить вероятность возникновения опасного события и/или его воздействие. Обработка риска обычно является адаптивным процессом проверки риска на его приемлемость и соответствие ранее установленным критериям для определения необходимости дальнейшей обработки риска.

Шаг 4. Составление плана мероприятий по исключению или снижению уровней профессиональных рисков

Исследовав результаты оценки рисков в виде проставленных степеней, можно составить план по исключению или снижению уровней рисков.

Образец плана мероприятий по снижению уровня профрисков для электрогазосварщика

Образец плана мероприятий по снижению уровня профрисков для электрогазосварщика

Мероприятия в этом плане необходимо ранжировать:

  • По исключению опасной работы (процедуры) из технологического цикла.
  • По замене опасной работы на менее опасную.
  • По реализации инженерно-технических методов ограничения рисков воздействия на работников.
  • По ограничению времени опасного воздействия риска на работников.
  • По использованию средств индивидуальной и (или) коллективной защиты.

План нужно будет утвердить руководителем предприятия, и проводить планомерную работу по его выполнению. Если сроки, указанные в плане, не выдерживаются, необходимо выяснить причины, и, если эти причины уважительные, внести корректировки в план. Если же причины неуважительные, руководитель организации должен применить административные рычаги.

Остались вопросы? Эксперты нашего центра на них ответят по телефону +7 (499) 450-86-03. Специалисты помогут разработать и внедрить уникальную систему управления профессиональными рисками в вашей компании.

Алексей Анохин
Алексей Анохин

Основатель и генеральный директор Школы экспертов. Кандидат экономических наук, экс-участник общественного совета при Минтруде РФ, сертифицированный специалист «NEBOSH», Национального Совета Реанимации (НСР), Российского Общества Знание (Р.О.З), преподаватель, практикующий эксперт и автор.