Из санитарок в уборщицы: два взгляда на одну проблему

Глобальная оптимизация давно коснулась больниц. Но никто не ожидал, что с легкой руки правительства, санитарок массово переведут в уборщиц. Попробуем разобраться, зачем это нужно, какие функции станут выполнять работники.

Документы по теме:

Причины массового перевода из санитарок в уборщиц

Указ Президента РФ №597, который и послужил основой для сокращений, был издан еще 7 мая 2012 года. В нем сказано, что к 2018 году все медучреждения обязаны повысить зарплату социальным сотрудникам, младшему и среднему персоналу, чтобы сделать профессии более привлекательными и, наконец, укомплектовать штат. Но в нем не указывали, за счет каких средств этого добиться, а лишь сослались на оптимизацию структуры.

Фрагмент Указа Президента РФ №597

Фрагмент Указа Президента РФ №597

Многие организации и без того испытывают сложности с финансированием, поэтому для повышения зарплаты младшему медперсоналу нужно было на чем-то сэкономить. Практика показывает, что руководители больниц экономят на должностях, которые содержит форма ЗП-здрав (приказ Росстата от 7.10.2016 г. №581). Вспыхнула волна сокращений и переводов санитарок на немедицинские должности.

Вместо того, чтобы повышать зарплату, искать дополнительные источники финансирования, санитарок загнали в угол. Теперь они должны соглашаться на понижение в должности и маленький оклад или уйти из медицины по собственному желанию. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Валентина Саркисова, президент Ассоциации медицинских сестер РФ, прокомментировала ситуацию. Она сказала, что руководители вынуждены докладывать о выполнении майских указов. Те, кто сразу не повысил оклады, сделали это задним числом. В итоге санитарки стали получать больше, чем средний медперсонал. Это ударило по бюджету, поэтому начались массовые переводы на более низкие должности.

Документальная сторона вопроса

С документацией у руководителей больниц не возникло проблем. Закон не запрещает переводить работников с их согласия на иные должности, в том числе нижестоящие, с меньшим окладом. Об этом сказано в ст. 72-74 ТК РФ. Добиться написания заявления и подписания дополнительного соглашения к трудовому договору также несложно. Главврачи начали запугивать работников сокращением. Кто не смог позволить себе остаться без работы, покорно подписал бумаги.

Некоторые работники думали, что обязанности по новой должности будут отличаться, ведь уборщики не обязаны заниматься уходом за больными. В ЕКС указаны квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н), в которых не говорится ни слова об оказании медпомощи уборщицами. Но не тут-то было. Произошло обычное переименование. Так в больницах появился прочий персонал с несвойственными ему медицинскими функциями.

При переводе работников из категории младшего медицинского персонала в прочий, сотрудники лишаются права на льготы, компенсации и то самое повышение зарплаты (указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597). Условия труда меняются формально, но происходит реально понижение оклада.

Что происходит в больницах разных городов

Хитрый ход руководителей больниц привел к бунту, забастовкам, голодовкам и митингам. Если рассмотреть ситуацию более детально, становится понятно, что проблема носит глобальный характер.

Анжеро-Судженская городская больница, Кемеровская область. Главврач без объявления войны заявил о сокращении почти 127 ставок младших медсестер и санитарок, при этом ввел 90 ставок уборщиц служебных помещений. Больше всех пострадало онкологическое, акушерское отделения, а также операционной блок.

Две санитарки, оставшиеся в акушерском отделении, физически не справлялись с обязанностями и в целом не могли обеспечить круглосуточный пост. Администрация больницы начала язвить, когда посыпался шквал протестов. Но, по мнению руководства, здесь по ночам не рожают и не будут.

Бывшие медработники обращались в трудовую инспекцию, в Росздравнадзор, но это привело лишь к тому, что они оказались «на ковре» у начальства, куда явился и сам мэр города. Он предложил им успокоиться и больше не дурить. Сотрудникам дали явно понять, что либо они продолжают делать то, что говорит администрация, либо останутся вообще без работы. К слову, люди, находящиеся под гнетом кредитов и прочих обязательств, написали заявления о переводе на более низкие должности. Это не освободило их от оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, но дало возможность не остаться без работы.

Казалось бы, что это беспредел со стороны отдельно взятого руководства, но нет, проблема остро стоит во многих больницах страны. В том же Санкт-Петербурге из 12500 работников в клиниках осталось не более 6000. В Карелии санитарки психоневрологического диспансера стали уборщицами. Теперь они получают на треть меньше, чем ранее.

В Пермском крае руководство поступило хитрее. Теперь в санатории для больных туберкулезом появилась интересная профессия — уборщица с функцией санитарки. Получается, что на 0,25 ставки сотрудники выполняют ту же работу, что делали ранее, а на 0,75 моют полы, стены и прочее. Зарплата у них соответствующая. Далее последовали суды и разбирательства, а уборщиц все-таки восстановили в должности. Но тут, вероятно, причина в специфике работы, ведь они общаются с больными туберкулезом.

В городе Глазов 100 младших медицинских сотрудников перевели в уборщиков, но это их категорически не устроило. Они подали заявление на митинг, после чего им тут же подняли зарплаты почти в 2,5 раза. Теперь, со слов медперсонала, а ныне уборщиц, они планируют, чтобы их восстановили в должности.

Комментарии сотрудников Минздрава и межрегионального профсоюза

Андрей Коновалов, сопредседатель межрегионального профсоюза работников, считает, что принудительный перевод — унижение труда, профессионального достоинства младшего медперсонала. Он считает, что их обманывают. После нововведений санитарки и младшие медсестры работают в прежнем режиме, но получают почти в два раза меньше.

В Министерстве здравоохранения к ситуации относятся спокойно. Там считают, что это способ привести в порядок штатное расписание, а не попытка унизить младших медицинских сотрудников и добиться, чтобы они исчезли как класс. То есть, по мнению Минздрава, ничего страшного не происходит.

Ответ Минздрава:

Ответ Минздрава

Вероника Скворцова, Министр здравоохранения, говорит, что профстандарты носят рекомендательный характер. Получается, что и расторгать трудовые договоры лишь потому, что работник не имеет нужной квалификации, нельзя. Отправить на обучение — пожалуйста, но не уволить или понизить в должности только по инициативе работодателя.

В письме Минздрава, которое было разослано по всем больницам в 2018 году, сделали акцент на том, что не рекомендуется снижать уровень зарплаты. Но рекомендовать не значит обязать, а потому повсеместно продолжают активно сокращать санитарок, понижать их в должности. Правда, сами руководители начали подозревать, что это добром не кончится.

Что думают по этому поводу главврачи

Главврачи не в восторге от происходящего. В приватных беседах и не на камеру они чуть ли не со слезами на глазах говорят, что им не оставили выбора. Их вынудили обманывать санитарок и младших медсестер, переводить на нижестоящие должности под страхом увольнения. Мало кто из руководителей позитивно воспринимает ситуацию и лишь единицы готовы конфликтовать с подчиненными.

К чему приведет перевод санитарок в уборщиц

Текучесть кадров — не самое страшное. Уйдут одни — придут другие. Да и никто не запрещает передавать работу на аутсорсинг. Но теперь обязанности санитарок массово перекладывают на палатных медсестер. Те сопротивляются, но работают. Качество оказания медпомощи стремительно падает, а руководство закрывает на это глаза.

Справка: в некоторых больницах даже мочеприемники стали промывать раз в несколько недель, а не ежедневно. Делать это попросту некому — раньше этим занимались санитарки.

Уборкой помещений класса А должны заниматься только медицинские работники, о чем сказано в приложении №3 к СанПиН 2.1.3.2630-10. Те же клининговые компании не могут выполнять эти функции, как и уборщицы, которых понизили с медсестер и санитарок.

Если к уборке операционных, родовых, реанимационных и послеоперационных палат допустят лиц, не имеющих на это права, можно говорить о нарушениях. Да и помогать врачам при родах, проведении операций могут только санитарки, которых сейчас активно сокращают или переводят на немедицинские должности. Круг замкнулся.

У данной инициативы есть и отделенные, не самые красочные последствия. Порядки оказания помощи предусматривают наличие в штате медицинских организаций санитарок. Как будут продлевать лицензии после их сокращения — не ясно. Пока что даже Красноруцкая, секретарь ЦК профсоюзов, не знает, как выкрутятся руководители больниц. Если их начнут массово закрывать, люди вообще не дождутся помощи. Пострадает опять население, а не те, кто решил, что и без санитарок можно обойтись.

К чему все это приведет — покажет время и качество оказания медицинской помощи. Санитаркам и младшим медсестрам остается только учиться, повышать уровень квалификации или уходить из медицины. Благо, что сейчас нет проблем с выбором учебных учреждений. Например, Центр Оценки Квалификации и Обучения №1 предлагает широкий спектр учебных программ, которые можно пройти дистанционно.