Новые правила режима труда и отдыха водителей в 2021 году

Марина Шобохонова
Автор статьи
Марина Шобохонова

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Регуляторная гильотина добралась до режима труда и отдыха водителей. С 1 января 2021 года уже действует новый порядок, обязательный для организации труда всех водителей, независимо от форм собственности работодателей. В статье расскажем, что изменилось, и как с новыми правилами работать специалистам по охране труда.

Приказ Минтранса №424: новый режим труда и отдыха водителей

Минтранс России утвердил приказ от 16 октября 2020 года № 424. Этот документ отменил действовавший ранее Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Срок действия новых правил ограничен, они будут действовать до 1 января 2027 года.

Важно! Новый порядок утвержден Минюстом России, поэтому каждый руководитель компании, в штатном расписании которой есть водители, обязан следовать новому порядку.

Новые правила режима труда и отдыха водителей не распространяются:

✓ на водителей органов государственной и муниципальной власти, ведомственной охраны, автомобили аварийно-спасательных служб, в том числе противопожарной охраны

✓ на международные грузовые и пассажирские перевозки, а также на силовые службы

✓ на внутризаводской промышленный транспорт, не выезжающий за пределы предприятия на дороги общего пользования

На всех остальных работодателей правила распространяются, и об этом необходимо помнить всем, в том числе индивидуальным предпринимателям, даже если они ведут свой бизнес в одиночку. Отдельный раздел посвящен организации труда на вахтовой основе.

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей в 2021

Новый режим труда и отдыха водителей существенно отличается от отмененного приказа № 15. Поэтому необходимо внимательно изучить приказ № 424 и применять его в работе. Специалистам по охране труда и руководителям компаний необходимо издать новые распорядительные документы по основным изменениям в режиме труда и отдыха водителей: в своих локальных нормативных актах прописать продолжительность работы, установить специальные перерывы, перерывы для отдыха и питания, а также урегулировать вопросы предоставления отдыха, как ежедневного, так и еженедельного.

Главные изменения в режиме труда и отдыха водителей по приказу 424

Рабочего времени водителей

Из рабочего времени исключили период, когда водитель лично не управляет автомобилем, а находится в кабине и является, по сути, сменщиком, страховкой на случай недомогания другого водителя. То есть новые правила-2021 четко определили, что именно входит в рабочее время:

  • непосредственно управление транспортным средством
  • специальные перерывы
  • текущий ремонт машины на линии
  • ожидание загрузки груза, пассажиров
  • ожидание приезда станции технического обслуживания
  • предрейсовый и послерейсовый медосмотры
  • осмотр технического состояния автомобиля механиком гаража
Обратите внимание! Нельзя исключать из рабочего времени простой по вине работодателя или третьих лиц. А вот простой по вине самого водителя из рабочего времени должен быть исключен.

В рабочее время больше не включают время, когда водитель сам осуществляет охрану груза или автомобиля при поломке: водитель не может бросить машину и товарно-материальные ценности, так как отвечает за них. Поэтому работодатель обязан оплачивать это время так, как это установлено в коллективном договоре, или в другом локальном нормативном акте.

Входит в рабочее времяНе входит в рабочее время
Текущий ремонт ТСОхрана ТС
Ожидание загрузки-выгрузкиСопровождение перевозки в качестве сменного водителя
Медосмотры (предрейсовый и послерейсовый)Простой по вине водителя
Осмотр ТС перед выездом и после возвращения с линии

Продолжительность рабочего времени

Согласно Трудовому кодексу, нормальная продолжительность работы водителей должна быть не более 40 часов в неделю. Сам работодатель по согласованию с представительным органом работников, а при изменениях – в дополнительном соглашении к трудовому договору, прописывает конкретную продолжительность смены, не превышающую норму ТК РФ.

Пример

Зачастую происходят ситуации, когда из-за дорожных пробок или других обстоятельств, водитель управляет транспортным средством больше установленной продолжительности смены. В этой ситуации допускается ввести суммированный учет рабочего времени. Однако сделать это можно только заручившись поддержкой представительного органа работников.

Коллеги возразят, что не в каждой организации, а уж тем более у ИП есть такие представители работников. В этом случае необходимо согласовать режим суммированного учета с представителями трудового коллектива – с самими водителями на собрании, например. Без обсуждения с трудовым коллективом вводить новый режим труда и отдыха не допускается. Это требование указано в пункте 5 Приложения к приказу Минтранса №424.

 

При суммированном учете рабочего времени работнику можно установить, например, смену 10 часов, и ее можно продлить в исключительной ситуации – если рейс не закончен, а работнику нужно отдохнуть, добраться до места организованной стоянки.

Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации.

Разделение рабочего времени

По новым правилам, теперь рабочее время лиц, управляющих ТС, можно разделить на несколько частей (пункте 7 Приложения к приказу Минтранса №424). В отмененном приказе № 15 такого послабления не было, за исключением водителей общественного транспорта.

Пример

Допустим, водителю установили разбить смену на части. До перерыва работник обязан отработать пять часов минимум. Перерыв не может превышать 5 часов для всех водителей, и 3 часа – для водителей, управляющих общественным, в том числе и пригородным транспортом.

Ненормированный рабочий день

По новым правилам, такой режим труда можно установить только для отдельных категорий работников. Например, нельзя установить ненормированный рабочий день для таксистов. И опять же настаиваем: нельзя вводить ненормированный режим без согласования с представительным органом работников. Поэтому, не нарушайте право, если вводите режим труда и отдыха водителей.

Что нужно учитывать при организации работы водителя:

  1. Водитель может находиться за рулем 9 часов в смену. Допускается увеличить это время на 1 час, но не реже 2 раз в неделю если для этого есть уважительная причина, например, чтобы закончить поездку или проехать к месту отдыха
  2. Запрещается трудиться за рулем более 56 часов
  3. В течение 2 недель подряд работник не должен находиться за рулем более 90 часов, в противном случае, работодатель попадет на крупный штраф, также как и водитель, если он знал, что в его организации разработан режим труда и отдыха, но проигнорировал его.

Специальные перерывы

В новых правилах, утвержденных приказом Минтранса №424 конкретизировали специальные перерывы для водителей:

  • перерыв на обед, не включаемый в рабочее время, не менее 30 минут и не более 2 часов
  • специальный перерыв через каждые 4,5 часа управления ТС. Продолжительность – не менее 45 минут

Ежедневный отдых водителя

Новые правила урегулировали время ежедневного отдыха водителя. Теперь работники должны отдыхать вдвое больше, чем работали накануне. Например, если водитель отработал за рулем девять часов, после этого ему положен отдых 18 часов. Проверяющий из надзорного органа посмотрит табель и путевые листы.

Еженедельный отдых водителя

Кроме ежедневного отдыха, новыми правилами прописан еще и еженедельный отдых. Каждую неделю водитель должен отдохнуть в общем итоге не менее 45 часов. Какой конкретно день выходной, должно, как минимум, следовать из правил внутреннего распорядка.

Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.

К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.

НарушениеСанкцияКто оплачивает штраф
Управление транспортным средством без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыхаШтраф на водителя в размере от 3000 до 5000 рублейСам водитель, если он был должным образом ознакомлен с локальным нормативным актом, устанавливающим режим труда и отдыха
Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыхаШтраф:

·         на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;

·         на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей;

·         на ИП от 15 000 до 20 000 рублей;

·         на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей

Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.

В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель

Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов. Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.