Утвержден профстандарт «Врач-генетик»

8 апреля Минюст зарегистрировал приказ Минтруда от 11.03.2019 года №142н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-генетик». Сам профстандарт анонсировали еще в октябре прошлого года. Документ обсуждали и многократно перерабатывали. И сегодня он кардинально отличается от первоначального варианта. Расскажем, каким требованиям теперь должен отвечать врач-генетик. Материал также будет полезен слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Здравоохранение и медицина».

Профессиональный стандарт «Врач-генетик»

Трудовые функции врача-генетика

Профстандарт «Врач-генетик» определяет одну обобщенную трудовую функцию: оказание медицинской помощи по профилю «медицинская генетика».

Утвержден профстандарт Врач-генетик

 

Восьмой уровень квалификации предполагает 8 трудовых функций:

  1. Диагностика в целях установления или уточнения диагноза врожденного или наследственного заболевания.
  2. Назначение патогенетического лечения и контроль его эффективности и безопасности у пациентов с врожденными и наследственными заболеваниями.
  3. Проведение медико-генетического консультирования пациентов с врожденными или наследственными заболеваниями и их родственников, а также групп риска, которых выявили при скрининге.
  4.  Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с врожденными и наследственными заболеваниями.
  5. Проведение и контроль проведения медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.
  6. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике врожденных и наследственных заболеваний.
  7. Анализ медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала.
  8. Оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Требования к уровню образования врача-генетика

По новому проекту «Номенклатуры специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием» специальность «Генетика» относят ко второй категории специальностей — базовые специальности.

Первый вариант, при котором медицинский работник может занимать должность врача-генетика — наличие высшего медицинского образования по направлениям «Лечебное дело», «Педиатрия» или «Медицинская биохимия» и обучение в интернатуре и ординатуре по специальности «Генетика».

Второй вариант: специалист может занять должность врача-генетика, если получил высшее медицинское образование с 2019 года по утвержденным ФГОС по направлениям «Лечебное дело» или «Педиатрия» и обучение в ординатуре по специальности «Генетика».

Раннее в проекте планировали закрепить и третий вариант, который был в итоге отвергнут. В нем предлагали тем специалистам, которые получили высшее медицинское образование по ФГОС с 2019 года, и имеющим подготовку в ординатуре по специальностям: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия», «Акушерство и гинекология», «Неврология», «Неонатология», пройти профессиональную переподготовку. Но этот пункт не вошел в итоговый профессиональный стандарт.

требования к уровню образования врача генетика

Требования к навыкам врача-генетика в рамках трудовой функции «Диагностика»

  • Проводить сбор жалоб, анамнеза болезни и жизни, семейного анамнеза пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза.
  • Проводить осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза.
  • Оценивать наличие у пациентов признаков врожденных и (или) наследственных заболеваний и описывать их, используя общепринятую терминологию описания врожденных микроаномалий и пороков развития.
  • Проводить генеалогический анализ семьи пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза для определения типа наследования заболевания.
  • Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза.
  • Оценивать анатомо-функциональное состояние органов и систем организма у пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в ом числе с состояниями, требующими уточнения диагноза.
  • Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза.
  • Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, клинического диагноза и заключительного диагноза.
  • Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований и инструментальных обследований пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза, в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
  • Интерпретировать и анализировать результаты лабораторных и инструментальных исследований пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза.
  • Обосновывать необходимость направления пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза, на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
  • Интерпретировать и анализировать результаты осмотра врачами-специалистами пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза.
  • Применять при обследовании пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза, медицинские изделия в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, обеспечивать безопасность их применения
  • Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с состояниями, требующими уточнения диагноза

Требования к трудовой функции «Назначение патогенетического лечения»

  • Разрабатывать план патогенетической терапии пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе с учетом степени тяжести основного и сопутствующих заболеваний, наличия инфекционных и неинфекционных осложнений, в соответствии с действующими порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
  • Назначать лекарственные препараты, в том числе орфанные, лечебное питание пациентам с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в соответствии с действующими порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
  • Организовывать наблюдение пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, получающих патогенетическую терапию, в соответствии с действующими порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
  • Обосновывать и планировать объем лабораторных и инструментальных исследований для обеспечения контроля эффективности и качества проводимой патогенетической терапии пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями в соответствии с действующими порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
  • Интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований, проводимых для обеспечения контроля эффективности и качества проводимой патогенетической терапии пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями.
  • Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, в том числе орфанных, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями.
  • Назначать немедикаментозное лечение: физиотерапевтическое, лечебную физкультуру пациентам с врожденными и (или) наследственными заболеваниями в соответствии с действующими порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
  • Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозного лечения у пациентов с врожденными и (или) наследственными.
  • Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате применения лекарственных препаратов, в том числе орфанных, медицинских изделий, лечебного питания, немедикаментозного лечения (физиотерапевтического, лечебной физкультуры).

Разработчики профессионального стандарта «Врач-генетик»

Утвержден профстандарт Врач-генетик

Учебный центр
Более 800 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по разным направлениям. Проводим обучение очно, дистанционно и с выездом на предприятие
перейти
Учебный центр