Новые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта

получить материалы
Марина Шобохонова
Марина Шобохонова

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

С 1 января 2021 года действуют новые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденные приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н. Правила распространяются на всех работодателей без исключения. В статье вы найдете сравнительный анализ новых правил по сравнению с предыдущими требованиями, узнаете, какие срочные мероприятия нужно организовать для того, чтобы внедрить новые правила на вашем предприятии.

Скачайте документы по новым правилам:

Образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью

Образец перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска

Закажите таблицу на почту: Сравнительный анализ новых и старых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта ▼▼▼

 

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта: на какие компании распространяются

Приказ Минтруда России от 18.11.2020 № 814н вступил в силу с 1 января 2021 года и будет действовать 5 лет. Документ отменяет ранее действовавшие правила по охране труда от 27 августа 2018 г. N 553н.

Несмотря на то, что отмененные правила были изданы совсем недавно, законодатель внес много изменений, которые должны быть учтены специалистами по охране труда. Им придется в срочном порядке организовать обновление инструкций и программ инструктажа.

Обратите внимание! Новые правила обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт промышленного транспорта. Вероятно, здесь кроется ошибка, поскольку исключена формулировка «физическими лицами (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)», что влечет за собой «отсечение» от правил большого пласта работодателей – индивидуальных предпринимателей.

Поэтому, пока Минтруд не приведет правила в порядок, рекомендуем изучить и внедрять у себя правила всем работодателем, которые занимаются эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом:

  • напольного колесного промышленного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки);
  • промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры всех типов, рольганги, транспортеры),
  • высокоавтоматизированного промышленного транспорта.

Отличие промышленного транспорта от автомобильного или железнодорожного – использование для логистики внутри территории организации или ее производственных подразделений, в составе отдельного технологического комплекса, или при отдельном применении.

Новые правила, несмотря на свои несовершенства, составлены с учетом риск-ориентированного подхода к снижению травматизма, и уделяют большое внимание ответственности работодателя по разработке дополнительных мер безопасности при эксплуатации промышленного транспорта в соответствии с проведенной на предприятии оценкой профессиональных рисков и характером выполняемых работ. Из правил убрали дублирующие требования других нормативных правовых актов.

Что изменилось в правилах охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта: сравнительный анализ основных изменений

Изменение № 1. Установили периодичность инструктажей и обучения по охране труда

Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев — проверку знаний требований охраны труда. Перечни профессий работников и видов работ, к выполнению которых предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждают локальным нормативным актом работодателя и могут дополнять или изменять в зависимости от условий осуществляемых производственных процессов.

Изменение № 2. Установили требования по применению оценки уровня профессиональных рисков

Чтобы контролировать безопасное производство работ, работодатель должен обеспечить наличие в компании приборов, устройств, оборудования и (или) комплекса (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, а также разработать план дополнительных мер безопасности по профилактике травматизма.

Изменение № 3. Исключили требование о наличии у работников удостоверения на право производства работ. Но обязанность осталась

Хотя в правилах нет требования о наличии удостоверения на право управления промышленным транспортом (а также прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда), такое требование есть в других нормативных правовых актах. Учтите, что правила обновили как раз для того, чтобы убрать дублирование требований. Поэтому удостоверения остаются в силе, а вот дублирующие положения правил отменили.

Изменение № 4. Разрешили вести документооборот в области охраны труда в электронном виде

Работодатель при наличии финансовых возможностей может организовать документооборот с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника. Поэтому, если работодатель придет к выводу, что наряд-допуск нужно оформлять в электронном формате, необходимо получить такие подписи для всех участников процесса, и указать такую возможность в своих локальных нормативных актах.

Изменение № 5. Исключили формулировки об особенностях допуска к работе несовершеннолетних и женщин

В новых правилах нет упоминаний о допуске к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда работников, прошедших обязательные предварительные медицинские осмотры, об ограничении применения труда женщин, а также о запрещении применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (вместе с отсылками на соответствующие НПА). Сделано это для того, чтобы убрать дублирование требований из других НПА.

Изменение № 6. Исключили формулировки об обеспечении работников СИЗ и других гарантий

В правилах нет упоминаний об обеспечении работников СИЗ и смывающими кремами, санитарно-бытовыми помещениями и аптечками, а также о проведении расследования несчастных случаев и оказанию медицинской помощи. Регуляторная гильотина в действии – нет дублированию требований из других НПА.

Изменение № 7. Подробнее описали выполнение работ с повышенной опасностью по наряду-допуску

В новых правилах конкретизировали выполнение работ с повышенной опасностью по нарядам-допускам: четко прописали содержание наряда-допуска, оформление перечня работ с повышенной опасностью. В документе прописана возможность оформления единого наряда-допуска на производство совместных работ.

Изменение № 8. Запретили применять неисправный транспорт и инструмент, оборудование и приспособления

Правилами ввели требование о недопустимости применения неисправного автомобильного, железнодорожного, конвейерного и любого другого промышленного транспорта, а также неисправного вспомогательного оборудования и инструментов (лебедки, домкраты, ключи, зарядные устройства), а также введено требование об использовании грузоподъемных машин на площадках с твердым и ровным покрытием.

Изменение № 9. Установили требования к стоянкам и гаражам

Новые правила устанавливают, что помещения для стоянки и хранения транспортных средств оборудуются вентиляционными системами в случае соответствия оборудования помещения вентиляционными системами требованиям строительных норм и правил, санитарных норм проектирования организаций, государственных стандартов и межотраслевых правил по охране труда. Также новыми правилами введено требование по работе с пролитым на землю топливом (засыпка, удаление, вывоз).

Изменение № 10. Ввели рекомендуемый образец наряда-допуска

В правилах приведен образец такого документа на производство работ с повышенной опасностью. Раньше никакого образца не было.

Образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью

Скачать образец

Сравнительный анализ новых и старых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта

Закажите таблицу на почту. Смотрите в начале статьи >>>

Что учесть специалисту по охране труда в работе по новым правилам при эксплуатации промышленного транспорта

Поскольку объем изменений в правилах по охране труда достаточно обширный, необходимо довести до работников текст правил, разобрать с разработчиками инструкций по охране труда значимые и незначимые корректировки. В случае необходимости, придется переиздавать инструкции по охране труда и другие локальные акты. Обязательные задачи специалиста по охране труда:

Ознакомить работников с новыми правилами по ОТ при эксплуатации промышленного транспорта

Специалист по охране труда должен помочь руководителям структурных подразделений разработать вопросы для внеочередной проверки знаний требований охраны труда. Не нужно обучать работников по всей программе обучения, достаточно – только по изменениям в правилах.

Внести изменения в инструкцию по охране труда, в программу обучения и программу инструктажа на рабочем месте

Инструкции и программы разрабатывают руководители подразделений. Передайте им сравнительный анализ новых правил, а затем проследите, чтобы новые локальные акты не содержали отсылок на отмененные правила. Только после этого вы можете своей подписью согласовать новые документы.

Составить перечень работ с повышенной опасностью

В новых правилах указано, что работникам, выполняющим работы с повышенной опасностью, обучение по ОТ должно проводиться ежегодно, а повторный инструктаж – ежеквартально. При этом сам перечень не приведен, даже примерный. Поэтому по результатам оценки профрисков, разработайте и утвердите перечень работ с повышенной опасностью, исходя из характера выполняемых работ.

Назначить ответственных за безопасное производство работ

Учтите, что нельзя назначить ответственным за безопасное производство работ сотрудника из числа рабочих. Ответственное должностное лицо должно отвечать требованиям статьи 2.4 Кодекса об административных правонарушениях. Такими функциями обладают руководители и ведущие специалисты, например, заместитель директора по техническим вопросам, начальник цеха, начальник участка, бригадир, мастер.

Обеспечить рабочие места достаточным количеством нарядов-допусков.

Возможно, вам придется проинструктировать выдающих наряд по порядку заполнения, регистрации и хранения нарядов.

Обучение работников по новым правилам при эксплуатации промышленного транспорта

Так как правила вступили в силу с 1 января 2021 года, необходимо организовать проведение внепланового инструктажа по охране труда и внеочередную проверку знаний для работников, которые непосредственно организуют безопасную эксплуатацию промышленного транспорта (ответственные руководители и производители работ, выдающие наряд-допуск, члены бригады, грузчики и другие работники, которые участвуют в эксплуатации промышленного транспорта.

Для этого необходимо вначале отправить на обучение в учебный центр руководителей и специалистов, которые организуют безопасное производство работ при эксплуатации промышленного транспорта и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Обратите внимание! Руководители подразделений должны провести внеплановый инструктаж и учить работников в объеме программы внеочередной проверки знаний новых правил. Внеплановый инструктаж и внеочередная проверка знаний требований новых правил по охране труда должны быть проведены после вступления правил в силу, в разумные сроки.

При этом в учебный центр направьте всех, кто назначен ответственными за безопасное производство работ, указанных в приказе. Остальных обучите в своей организации, но комиссия должна быть также обучена в УЦ. Это требование законодательства.

Обеспечьте актуализацию инструкций по охране труда по новым правилам. Проследите, чтобы перечень работ с повышенной опасностью содержал все указания новых правил-2021.

Марина Шобохонова
Марина Шобохонова

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Получите дополнительные материалы
Отправим на почту:
Сравнительный анализ новых и старых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта