Оптимизация здравоохранения в России: обсуждаем результаты

Семячкина Светлана
Семячкина Светлана

Преподаватель в «ЦОКО№1», кмн со стажем более 20 лет

Последствия оптимизации сферы здравоохранения стали особенно заметны в период пандемии. Уже сейчас в некоторых населенных пунктах не хватает ресурсов для борьбы с COVID-19. При этом об оказании плановой, а также экстренной медпомощи по поводу других заболеваний нет и речи. Разберемся подробнее, с чем столкнулись медики и пациенты, что говорят эксперты. Оценим потенциальный предел прочности сферы здравоохранения, чтобы понять, чем закончится вспышка нового коронавируса.

Реальная ситуация в сфере здравоохранения после реформы

Еще в начале пандемии Президент РФ отметил, что нужно сказать спасибо медикам, ведь именно они находятся на передовой в борьбе с коронавирусом. Речь Путина восприняли с сарказмом не только врачи и младший медперсонал, но и рядовые граждане, которые уже на тот момент не могли добиться оказания плановой помощи. К слову, ситуация в регионах накаляется с каждым днем, при этом обнажаются теневые стороны злополучной оптимизации. Но обо всем по порядку.

Последствия сокращения медицинских работников и объединения ставок

Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач на форуме «Следующие 20 лет» заметил, что власти не усвоили урок пандемии свиного гриппа. По его мнению, не нужно было сокращать младший и средний медперсонал, переводить санитарок в уборщиц, а ставки врачей объединять ради выполнения майских указов 2018 года. Однако представители Минздрава то ли не стали прогнозировать отдаленные результаты реформы, то ли закрыли глаза на возможные последствия, чтобы выполнить указания Президента.

Справка: по данным Росстата количество младших медработников в период с 2013 по 2019 г. сократилось в 2,6 раза, среднего персонала на 9,3%, врачей на 2%. При этом инфекционистов стало на 10% меньше по сравнению с 2011 г.

Как менялась численность врачей-эпидемиологов

Как менялась численность врачей-эпидемиологов

Источники: Росстат, Минздрав

Острый дефицит кадров Владимир Путин призвал решать за счет привлечения к работе профессоров, преподавателей, ординаторов и студентов. Казалось бы, гениальное решение, но далеко не все готовы работать с ковидными больными ни за какие деньги. Врачей, медсестер, а уж тем более санитарок остро не хватает.

Важная информация! Средний, высший персонал с непрофильным образованием и медики, не работающие по специальности более 5 лет, вправе пройти курсы переподготовки и помочь коллегам в борьбе пандемией!

Важная инф

Выбрать курс и рассчитать его стоимость

Одна смелая медсестра выложила фотографию и написала сопутствующий пост в своем блоге в инстаграм: «Сдохни или умри — так можно описать наши смены сейчас. Мы все в «грязной зоне» работаем в следующем обмундировании: хирургическая пижама, сверху защитный костюм, очки, респиратор, две пары перчаток, резиновая обувь, бахилы. В «грязной зоне» нельзя снимать ничего, а это значит, нельзя: пить, есть, сходить в туалет, а в какой-то момент становится почти невозможно дышать. Утром после суток напряженной работы в респираторе я уже рыдала от бессилия».

Ее слова подтвердили и высказывания фельдшера скорой помощи Санкт-Петербурга: «У нас огромная нагрузка была и без того. А сейчас еще эти пациенты добавились, очень тяжко. Средний рабочий день — более 12 часов. Никаких компенсаций нет. У фельдшеров без категории средняя зарплата на 1,5 ставки будет около 60 000 руб. За такую пахоту сейчас то, что мы получаем, — это просто копейки».

Ранее за столь резкие высказывания можно было оказаться на «ковре» у главврача, но в период пандемии привлекать медперсонал за правду никто не решается. Президент обещал доплаты, чтобы мотивировать работать, но в ряде регионов они только были анонсированы.

Справка: в социальных сетях разгораются жаркие дискуссии о том, что за повышенную нагрузку медики получат существенные бонусы. Только вот региональные врачи, медсестры, санитарки говорят, что это их не коснулось. То ли выплатят обещанные деньги, то ли нет…

Справиться с проблемой нехватки медработников можно одним указом Президента, ведь многие ранее сокращенные специалисты готовы вернуться к выполнению должностных обязанностей и даже пройти обучение. Правда, не все из них желают работать с больными коронавирусом. Но тут все упирается в то, что им фактически негде работать — поликлиники и стационары закрыты, а вот больных хоть отбавляй.

Читайте также: Профессиональная переподготовка врачей в 2020 году

Чем аукнулось перепрофилирование и закрытие больниц

Некоторые больницы перепрофилировали под склады и прочие помещения, небольшие поликлинические комплексы и вовсе закрыли, потому что в них некому стало работать после оптимизации численности медработников. Глава профсоюза фельдшеров Дмитрий Беляков недоумевает, зачем было избавляться от корпусов, если они могли потребоваться в случае ЧП.

Как менялось число инфекционных коек

Как менялось число инфекционных коек

Источники: Росстат, Минздрав

В столице ситуацию с нехваткой койко-мест в результате исполнения майских указов решили — в считанные часы оборудовали Коммунарку и начали строительство еще одной модернизированной больницы в Новой Москве. В регионах приходится выкручиваться. За счет перепрофилирования корпусов и клиник в ковидные госпитали нет ресурсов на оказание помощи пациентам с другими заболевания. Страдают опять же рядовые граждане, с которыми некому и негде работать.

Читайте также: Что изменилось в жизни и работе медиков в период пандемии коронавируса

Как изменились условия труда в 2020 году после увеличения финансирования

На 2020 год Президент поручил выделить больше средств на финансирование больниц. Тогда никто даже не мог предположить, что начнется пандемия. Поток инфицированных пациентов привел к тому, что во многих регионах уже сейчас нет денег на обеспечение больниц и медперсонала всем необходимым.

Дополнительные средства не спасли ситуацию. Главврачи не знают, где купить защитные костюмы, респираторы, маски и даже перчатки. Многие предприятия перешли на их выпуск, но средств все равно на всех не хватает. Медики даже и не мечтают о защитной экипировке, которая была на Владимире Путине в момент общения с пациентами в Коммунарке, они просто хотят, чтобы им выдавали хотя бы базовые наборы для обхода пациентов.

На Владимире Путине защитный костюм, респиратор и полнолицевая маска. Так должны быть одеты все медики, которые работают с ковидными пациентами.

должны быть одеты все медики, которые работают с ковидными пациентами

Источник: Пресс-служба президента России

Тем времени сотни врачей, медсестер и санитарок отказываются так работать. Например, заведующий отделением реанимации больницы № 5 (РТП) города Барнаула Евгений Коростелев сказал: «Мы не пойдем никого спасать, пока нас не оденут. Вот в этом костюме и в одноразовых масках мы туда не пойдем. Вначале обеспечьте нас защитой. Нам там всем лечь, что ли, медсестрам и врачам?».

Особенно отважные продолжают работать и даже самостоятельно изготавливать себе маски из обычной марли. Главврачи аргументируют это тем, что нет денег на их покупку. К слову, шить маски предлагают не только региональным медикам, но и персоналу 9-го корпуса Минобороны. Так что космические условия только в московской Коммунарке, остальным приходится выкручиваться своими силами.

Фактическая «экипировка» медиков Покровской больницы в Санкт-Петербурге. В этом заходить к больным коронавирусом нельзя, но нужно…

В этом заходить к больным коронавирусом нельзя

Источник: Фонтанка.ру

В конце того года медики думали, что может быть условия труда изменятся в лучшую сторону, так как было выделено больше средств. Но, увы, теперь им приходится рисковать собой. Тем, кому выдают защитные костюмы, стараются их экономить. Они меньше пьют и надевают памперсы, чтобы лишний раз не переодеваться.

Читайте также: Биологические факторы на рабочих местах медицинского персонала: как правильно оценить

С какими проблемами столкнулись медики в этом году

Россия закупает большую часть лекарственных препаратов или их компонентов за границей. Собственно, как и медицинскую технику. В пик пандемии страны мира не готовы продавать жизненно важные средства, а настроить собственное производство за считанные недели нереально. В итоге медики не знают, как и чем лечить больных.

Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач обозначил в одном из интервью долю импорта лекарств на российском рынке — она составляет порядка 80%. Сейчас нет достаточного количества препаратов, аппаратов ИВЛ, а в некоторых больницах даже тепловизоров. В итоге медики из небольших региональных больниц идут к пациентам в обычных одноразовых масках и халатах с ртутными градусниками в руках. Многие из них говорят, что это их работа, поэтому они не боятся заболеть.

В принципе, проблема связана даже не столько с оптимизацией, которая, кстати, еще не закончилась, а в целом с развалом в стране многих производств.

Государству выгоднее вкладывать деньги в другие сферы, чем в научные и технические разработки, при этом покупать готовые товары из того же Китая. На фоне пандемии запустили выпуск некоторых препаратов, аппаратов ИВЛ, тепловизоров, но их однозначно не хватит на все больницы.

Читайте также: Контроль качества медицинской помощи: кто проверяет работу врачей

Выдержит ли система здравоохранения испытания на прочность

Система здравоохранения не была готова к появлению нового коронавируса — она не всегда справлялась даже с банальным сезонным гриппом. Осложнения в виде сильной пневмонии и фиброза требуют подключения аппаратов ИВЛ, которых, как уверяет Минздрав, в стране больше 47 000 единиц. Только вот врачи говорят, что в больницах большая часть из них давно не работает, а на ремонт нет денег.

К сожалению, 2020 год не стал для сферы здравоохранения отправной точкой в светлое будущее. Он обнажил реальные проблемы, с которыми приходится бороться не чиновникам, а рядовым медикам. Если пандемия не утихнет, в скором времени придется выбирать, кого спасать. Не исключено, что врачам дадут такие же указания, какие были в Испании. Это значит только одно, если будет поступать много больных, им придется отказывать в помощи тем, у кого меньше шансов.

Доцент МГУ Михаил Тамм считает, что если в России заразятся коронавирусом порядка 1 000 000 человек, это будет серьезное испытание для системы. Вирусолог из Института биологии гена РАН Анатолий Альтштейн более оптимистичен в своих прогнозах. Он уверен, что в жаркую погоду число заболевших пойдет на спад, а COVID-19 станет менее опасным для человека уже к осени.

Читайте также: Здравоохранение в 2020 году: новые законы, прогнозы, аналитика

Текущая ситуация показала, что система здравоохранения нуждается в серьезных реформах. Требуется увеличить штат медиков, в том числе санитарок, восстановить закрытые ранее больницы. Кроме того, нужно навести порядок в клиниках — отремонтировать сломанное оборудование или закупить новое, пересмотреть список лекарств и их количество. Только в этом случае страна будет готова к подобным пандемиям, да и вообще к оказанию качественной медпомощи и снижению уровня смертности.

Остается надеяться, что финансирование больниц пересмотрят. Если не поступят дополнительные вложения, оставшиеся медики просто не смогут оказывать помощь пациентам ближе к осени, ведь уже сейчас они испытывают проблемы с нехваткой медикаментов. В противном случае этот високосный год станет последним в жизни не только многих рядовых граждан, но и сотрудников больниц, которые имеют хронические заболевания.

 

 

Семячкина Светлана
Семячкина Светлана

Преподаватель в «ЦОКО№1», кмн со стажем более 20 лет